19 января 2021, 09:49

Обзор главных тем «Голоса Украины» от 19 января

подробнее
18 января 2021, 16:15

В Комитете по вопросам интеграции с Европейским Союзом прорабатывается законопроект относительно европейских требований к материалам, контактирующих с пищевыми продуктами

подробнее
18 января 2021, 14:08

Комитет по вопросам гуманитарной и информационной политики рекомендует Верховной Раде принять во втором чтении и в целом законопроект о повышении размеров помощи для детей с тяжелыми болезнями

подробнее
18 января 2021, 13:34

Парламентская библиотека представляет новые поступления книг по юридическим, экономическим и историческим направлениям

подробнее
15 января 2021, 12:22

Дмитрий Разумков вручил знаки отличия Верховной Рады работникам Управления государственной охраны Украины

подробнее
15 января 2021, 11:13

Комитет по вопросам правовой политики рекомендует Верховной Раде принять во втором чтении и в целом законопроект относительно урегулирования отдельных вопросов прохождения службы в Службе судебной охраны

подробнее
15 января 2021, 09:59

Обзор главных тем «Голоса Украины» от 15 января

подробнее
15 января 2021, 08:00

Заместитель Председателя Верховной Рады Украины Елена Кондратюк поздравила Украинский свободный университет со столетием со дня основания

подробнее

19 января 2021

Обзор главных тем «Голоса Украины» от 19 января

подробнее
18 января 2021

В Комитете по вопросам интеграции с Европейским Союзом прорабатывается законопроект относительно европейских требований к материалам, контактирующих с пищевыми продуктами

подробнее
18 января 2021

Комитет по вопросам гуманитарной и информационной политики рекомендует Верховной Раде принять во втором чтении и в целом законопроект о повышении размеров помощи для детей с тяжелыми болезнями

подробнее
18 января 2021

Парламентская библиотека представляет новые поступления книг по юридическим, экономическим и историческим направлениям

подробнее
15 января 2021

Комитет по вопросам правовой политики рекомендует Верховной Раде принять во втором чтении и в целом законопроект относительно урегулирования отдельных вопросов прохождения службы в Службе судебной охраны

подробнее
15 января 2021

Обзор главных тем «Голоса Украины» от 15 января

подробнее
15 января 2021

Заместитель Председателя Верховной Рады Украины Елена Кондратюк поздравила Украинский свободный университет со столетием со дня основания

подробнее
14 января 2021

Комитет по вопросам правовой политики рекомендует Верховной Раде включить в повестку дня сессии и направить законопроекты о конституционной процедуре в Венецианскую комиссию для получения вывода

подробнее

Сообщения

11 марта 2020, 18:02

( Информационное управление Аппарата Верховной Рады Украины )

Комитет по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов провел слушания на тему: "Состояние погашения задолженности по выплате заработной платы"

 

В мероприятии приняли участие народные депутаты, представители министерств, других центральных органов исполнительной власти, местных органов власти, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, объединений профсоюзов и организаций работодателей, научных учреждений, общественных организаций.

Председатель Комитета по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов Галина Третьякова, открывая слушания, напомнила, что Трудовой кодекс и Конвенция МОТ №95, ратифицированная Украиной, провозглашают приоритетный порядок охраны заработной платы работника. «Невыплата заработной платы непосредственно влияет на финансовое положение, жизненный уровень населения и превращается в фактор роста социальной напряженности. Уровень жизни работников и их семей зависит не только от уровня оплаты труда, но и от механизма ее выплаты», – отметила она, отметив, что «явление задолженности по заработной плате на постсоветском пространстве имеет структурный, институциональный, политический и экономический контексты». По словам председателя комитета, «такой величины размера задолженности по заработной плате за последние 10 лет в Украине не было. У наших соседей – Беларуси, Молдове и России – аналогичная картина. Хотя, если посмотреть на отчисления по процентам в фонд заработной платы, то эти страны достигли какого-то прогресса по уменьшению задолженности. Страны с развитой экономикой вообще такой проблемы не имеют или если имеют, то в очень незначительных величинах».

«Работники страдают от задержек выплаты заработной платы. Даже имея в Уголовном кодексе уголовную ответственность руководителей предприятий, мы не можем наладить механизм снижения такой задолженности. Динамика задолженности по заработной плате у нас растет. Поэтому задолженность можно считать институциональной ловушкой, из которой мы не можем выйти», – сказала Г. Третьякова.

Председатель комитета высказала мнение, что на самом деле в каком-то смысле можно оправдать предприятия, так как они ориентированы на сохранение рабочих мест, сокращение расходов, а труд наемных работников и так достаточно дешевый в Украине, еще больше будет потерян, если такие предприятия будут закрываться. «Поэтому государство стоит перед проблемой: банкротить ли предприятия, продавать его активы, закрывая задолженность по заработной плате, или бороться за то, чтобы предприятие, имея задолженность, уменьшало ее в дальнейшем, и тлело, и не банкротило, находя в такое кризисное время пути выхода из такой ситуации», – добавила она.

Г. Третьякова привела пример того, каким образом развитые экономики выходят из этой проблемы. По ее словам, в Европе и США задолженность по заработной плате обходится работодателям очень большими штрафами и административной ответственностью вплоть до банкротства компании, которую проводят довольно быстро - от полугода до одного года.

Г. Третьякова также напомнила, что действующий Закон «О неплатежеспособности предприятия», который часто называют «Закон о банкротстве», приоритизирует наше законодательство относительно выплаты задолженности заработных плат при ликвидации предприятия или во время его санации.

Председатель комитета привела примеры того, как в других странах выплачивается задержка по заработной плате. По ее словам, большинство стран вводят довольно жесткие санкции за несвоевременную выплату заработной платы, которая является собственностью работника, который ее отработал. В Украине, с одной стороны, правовой статус наемных работников очень слаб для того, чтобы бороться за то, чтобы задолженность была выплачена своевременно. С другой стороны, наказание для работодателей за задержку заработной платы недостаточно весомое для того, чтобы заработную плату выплачивали своевременно.

Председатель комитета обратилась к новоназначенному председателю Государственной службы Украины по вопросам труда Игорю Дегнеру со словами, что эта служба после перезагрузки должна направить свои усилия в первую очередь на уменьшение задолженности и уменьшение незадекларированного труда.

Заместитель министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Юлия Свириденко сообщила, что по оперативным данным Государственной службы по вопросам труда и местных органов власти, по состоянию на март задолженность по выплате заработной платы составила 3 ??млрд гривен. Она образовалась на 768 предприятиях-должниках. 63% задолженности образовалось на тех предприятиях, которые активно функционируют. Предприятия-банкроты составляют 33%, а экономически неактивные предприятия - 3,6%. Наибольшая задолженность есть на частных предприятиях, затем - на государственных и наименьшая – на предприятиях коммунальной формы собственности. Антилидерами по наибольшей сумме зарплатных долгов традиционно остаются Донецкая область - 649 млн грн., Харьковская - 400 млн грн., Днепропетровская - 365,7 млн грн., Сумская - 364 млн грн. и г. Киев - 219 млн грн.

С начала 2020 года комиссиями по вопросам погашения задолженности уже проведены заседания, по результатам которых предупреждено о дисциплинарной ответственности 353 руководителя предприятий с наибольшей задолженностью. По требованиям инспекторов труда 54 должника погасили задолженность по заработной плате на 121 млн грн. Эти предприятия полностью или частично рассчитались с 17 тысячами работников.

Ю. Свириденко назвала основные причины, которые спровоцировали создание или накопление задолженности: это - потеря традиционных рынков сбыта, отсутствие оборотных средств, отсутствие государственного оборонного заказа, задолженность по расчетам с заказчиками.

«Министерство выступает за усиление механизма компенсации работникам в случае нарушения сроков выплаты заработной платы путем введения пени. Для этого должен быть введен дифференцированный подход для тех работников, которые состоят в трудовых отношениях, и для тех, которые уже разорвали отношения с работодателями, соответственно - 0,005 и 0,5 за каждый день просрочки для тех, кто уже разорвал трудовые отношения», – отметила заместитель министра. Также, по ее словам, министерство будет предлагать повысить полномочия Гоструда путем предоставления предписания по погашению задолженности статуса исполнительного документа, подлежащего исполнению без дополнительного решения суда.

Первый заместитель председателя комитета Михаил Цимбалюк заострил внимание на персональной ответственности представителей министерств и ведомств по задолженности на государственных предприятиях. В частности, он отметил, что с органами власти должны работать правоохранительные структуры, и надо посмотреть, как используются статьи Уголовного кодекса о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц, допустивших задолженность по зарплате. М. Цимбалюк также назвал хорошей инициативой предложение о введении пени, которую нужно законодательно урегулировать.

Председатель Совместного представительского органа репрезентативных всеукраинских объединений профсоюзов на национальном уровне, председатель Федерации профсоюзов Украины Григорий Осовой напомнил о неотвратимости ответственности любого - работодателя или органа власти - за причиненные убытки, нанесенные работнику, неотвратимости наказания и сопоставимости этого наказания с нанесенным моральным и фактическим ущербом. «Мы должны устранить дискриминацию, которая фактически имеет место, когда государство защищает свои интересы, выставляя соответствующие штрафные санкции, пени перед другими. И гораздо худшие условия оно устанавливает в защите прав работника, что несправедливо», – отметил он.

Г. Осовой относительно экономической ответственности перед работниками сообщил, что профсоюзы считают, что порядок индексации выплаты задолженности должен быть изменен, компенсация за задержку выплаты заработной платы должна быть адекватной, сопоставимой причиненному моральному и фактическому вреду, причиненного работнику.

«Профсоюзы также ставят вопрос о введении ежемесячной страховой выплаты при любых обстоятельствах работнику, если есть такая задолженность, то есть это должно быть не меньше размера прожиточного минимума и минимальной зарплаты. А по предприятиям-банкротам и неплатежеспособным предприятиям крайне необходимо ввести Гарантийную организацию, которая обезопасила бы людей от бедности и от рисков попасть в эту зону. Соответствующие законопроекты есть», – отметил он.

В выступлениях участники слушаний отмечали, что заработная плата является основным источником и денежных доходов работающего населения, и базовой частью семейного бюджета, а в основном - единственным доходом всей семьи. Поэтому ее невыплата в условиях реализации радикальных реформ, обесценивание трудовых доходов и сбережений вследствие девальвации национальной валюты, постоянного повышения потребительских цен и жилищно-коммунальных тарифов, имеет критическое влияние на финансовое положение не только отдельного домохозяйства, но и жизненный уровень всего населения страны, способствует распространению бедности среди работающих лиц и превращается в фактор роста социальной напряженности в обществе, который не стоит недооценивать как на общегосударственном, так и региональном и локальном уровнях. «В конце концов, задолженность по оплате труда несет угрозу негативных последствий и для государства и работодателей в виде снижения платежеспособности населения, вынужденного сокращения производства, потери высококвалифицированных специалистов, роста задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги, уменьшения поступлений в государственный и местные бюджеты и социальные фонды», – отмечали выступающие.

Во время слушаний также отмечалось, что по многочисленным инициативам профсоюзных объединений в марте 2019 года Международной организацией труда было открыто в Украине двухлетний Проект «Оплата труда в Украине: техническая помощь для преодоления задолженности по заработной плате, установления минимальной зарплаты и равного вознаграждения». Одной из целей этого проекта определено содействие в достижении трехстороннего соглашения о «дорожной карте» решения проблем задолженности по выплате заработной платы и начало ее реализации.

Во время слушаний также были высказаны предложения о необходимости быстрого и системного решения проблемы задолженности по выплате заработной платы как явления, которое приводит к снижению уровня жизни, распространению бедности среди работающего населения, росту социальной напряженности в трудовых коллективах и целых регионах, массовой трудовой миграции за пределы страны и снижению рейтинга Украины.

Участники слушаний в комитете по результатам докладов и выступлений поддержали соответствующие рекомендации. В частности, Кабинету Министров рекомендовано обеспечить подготовку с учетом позиций сторон социального диалога и внесения в Верховную Раду законопроектов:

- относительно усиления защиты прав работников на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в случае неплатежеспособности работодателя;

- относительно обеспечения удовлетворения денежных требований наемных работников в случае неплатежеспособности работодателя путем создания Гарантийной организации и ратификации статьи 25 Европейской социальной хартии (пересмотренной) и раздела III Конвенции МОТ №173 о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности работодателя;

- относительно усиления механизма компенсации работнику причиненных потерь в случае нарушения сроков выплаты заработной платы.

Правительству также рекомендуется обеспечить разработку и утверждение Национальной программы стратегического развития промышленного комплекса и соответствующих отраслевых программ, которые предусматривали бы системную реализацию мер по развитию отдельных отраслей: авиационно-космической, энергетической, сельхозмашиностроения и оборонно-промышленного комплекса с целью создания условий для обеспечения своевременной выплаты заработной платы и эффективной работы предприятий промышленного комплекса и принять срочные меры, направленные на решение проблемы задолженности по выплате заработной платы работникам предприятий, учреждений и организаций, находящихся в сфере управления центральных органов исполнительной власти, в частности:

- обеспечить своевременную оплату предприятиям за работы, выполненные по заказу государства, и возвращение задолженности за предыдущие годы;

- способствовать обеспечению государственному заказу на выполнение работ и оказание услуг предприятий государственной формы собственности;

- предусмотреть в Государственном бюджете Украины на 2020 и последующие годы средства на проведение модернизации шахт государственных предприятий.

Соответствующие рекомендации также будут направлены министерствам, центральным и местным органам исполнительной власти.