20 сентября 2019, 17:36

Продолжается заседание Верховной Рады

подробнее
20 сентября 2019, 16:58

Народные депутаты поддержали в первом чтении проект закона о внесении изменений в Закон Украины «О воинской обязанности и военной службе»

подробнее
20 сентября 2019, 16:37

Состоялось учредительное заседание Постоянной делегации в Парламентской Ассамблее Совета Европы

подробнее
20 сентября 2019, 15:30

Комитет по вопросам интеграции Украины с Евросоюзом признал ряд законопроектов такими, которые соответствуют целям Соглашения об ассоциации, однако требуют доработки с целью комплексного учета норм Конвенции ООН против коррупции

подробнее
20 сентября 2019, 14:30

21 сентября состоится благотворительный турнир по футболу «Кубок Верховной Рады Украины девятого созыва»

подробнее
20 сентября 2019, 13:40

Народные депутаты поддержали в первом чтении проект Закона «О материальной ответственности военнослужащих и некоторых других лиц»

подробнее
20 сентября 2019, 12:50

Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины «О стандартизации»

подробнее
20 сентября 2019, 11:58

Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты прав потребителей финансовых услуг»

подробнее

20 сентября 2019

Продолжается заседание Верховной Рады

подробнее
20 сентября 2019

Народные депутаты поддержали в первом чтении проект закона о внесении изменений в Закон Украины «О воинской обязанности и военной службе»

подробнее
20 сентября 2019

Состоялось учредительное заседание Постоянной делегации в Парламентской Ассамблее Совета Европы

подробнее
20 сентября 2019

Комитет по вопросам интеграции Украины с Евросоюзом признал ряд законопроектов такими, которые соответствуют целям Соглашения об ассоциации, однако требуют доработки с целью комплексного учета норм Конвенции ООН против коррупции

подробнее
20 сентября 2019

21 сентября состоится благотворительный турнир по футболу «Кубок Верховной Рады Украины девятого созыва»

подробнее
20 сентября 2019

Народные депутаты поддержали в первом чтении проект Закона «О материальной ответственности военнослужащих и некоторых других лиц»

подробнее
20 сентября 2019

Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины «О стандартизации»

подробнее
20 сентября 2019

Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты прав потребителей финансовых услуг»

подробнее

Сообщения

24 сентября 2018, 12:00

( Информационное управление Аппарата Верховной Рады Украины )

Комитет по вопросам свободы слова и информационной политики рассмотрел вопрос об отключении аналогового эфирного телевизионного вещания в Украине

 

Комитет перед рассмотрением вопроса относительно отключения аналогового наземного эфирного телевизионного вещания в Украине и решения проблем обеспечения права граждан на информацию, заслушал доклад Постоянного представителя Президента Украины в Автономной Республике Крым Бориса Бабина о свободе слова и информационной политике на временно оккупированной территории Украины в Крыму.

Суть сводилась к тому, что в Крыму установлен тотальный информационный контроль государства-агрессора. Более того, после введения в эксплуатацию нового передающего центра «Соленое озеро» вблизи Джанкоя российская пропаганда «накрывает» мощным сигналом значительную территорию Херсонской области. Сейчас соотношение каналов вещания с хорошим приемом составляет один к десяти в пользу российской пропагандистской машины. Сигнал украинских вещателей с башни в Чонгаре глушится на территории Крыма. Апелляция в международные органы по поводу захвата украинского частотного ресурса не срабатывает.

Реакция на эти вызовы со стороны украинской власти не является адекватной. Из-за отсутствия финансирования остановлены работы по увеличению высоты башни в Чаплинке. На административной границе с Крымом не было и нет эффективных средств нейтрализации сигнала российской пропаганды. «Украинское радио», которое объективно является наиболее профессиональным и популярным в сегменте информационного вещания, почему-то не получило частотного ресурса в FM-диапазоне для полноценного вещания на юге Херсонщины и на территорию Крыма.

Учитывая это, председатель комитета Виктория Сюмар отметила, что эти проблемы, вызванные политическим решением об отключении с 1 сентября 2018 года аналогового телевизионного вещания без соответствующей подготовки и обеспечения населения средствами приема цифрового сигнала, лежит в плоскости полномочий Совета национальной безопасности и обороны. Однако комитет не останется в стороне, будет использовать для скорейшего решения проблем свои контрольные функции и полномочия.


Информация, которую предоставили комитету накануне заседания Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания и Государственная служба специальной связи и защиты информации Украины по отключению аналогового телевизионного вещания в Украине показала целый комплекс нерешенных проблем и вызовов, требующих оперативного реагирования Кабинета Министров Украины, областных государственных администраций и органов местного самоуправления.

Удивительно, но на вопрос: сколько домохозяйств в Украине после отключения аналогового вещания очень нуждаются в помощи от государства на приобретение декодеров цифрового сигнала, не знают ответа ни в Министерстве информационной политики Украины, ни в Государственном комитете телевидения и радиовещания Украины. Председатель Национального совета Ю. Артеменко откровенно заявил, что такой информации нет.

Приглашенный на заседание комитета председатель Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, которую Кабинет Министров Украины уполномочил быть координатором этого инфраструктурного проекта, Леонид Евдоченко также развел руками. Хотя в пункте 11 Плана мероприятий по внедрению в Украине цифрового вещания, утвержденного Распоряжением КМУ №788-р от 26.10.2016 года определено, что Госспецсвязи в июне 2017 года должен был собрать от областных государственных администраций информацию о количестве социально незащищенных граждан, которые пользуются исключительно эфирным способом приема аналогового телевидения, и предложения об обеспечении этой категории граждан средствами приема цифрового сигнала.

Однако это лишь одна из причин отсутствия целевого финансирования на приобретение декодеров в Госбюджете нынешнего года. Ни копейки на эти цели не предусматривается и в проекте Закона «О Государственном бюджете Украины на 2019 год». Известно, что в 2012 году из государственного бюджета было выделено 456 миллионов гривен на декодеры для незащищенных граждан. Эти деньги успешно «освоили» коррупционеры предыдущей власти, и никто из них до сих пор не понес за это ответственность.

Комитет в конце 2015 года официально обращался по этому поводу в НАБУ. К сожалению, информации о результатах расследования нет. Пока же миллионы украинских граждан, а это в основном сельские жители, пенсионеры, стали заложниками безответственности чиновников. Цена на сет-топ-боксы после отключения аналога резко возросла и составляет от 800 до 1200 гривен. Кроме декодера, для приема «цифры» нужно купить специальную антенну, кое-где высота ее должна быть на уровне 10 метров от земли. А это дополнительные расходы. Поэтому часть людей вынуждена будет покупать выгоднее по цене спутниковые тарелки.

Однако это не выход, отметила В. Сюмар: «Нам известно, что ведущие украинские телеканалы приняли консолидированное решение о кодировании со следующего года спутникового сигнала. Итак, украинцы - владельцы спутниковых антенн - вынуждены будут смотреть российскую пропаганду. И это еще один очень серьезный вызов».

В ходе обсуждения вопроса члены комитета и приглашенные специалисты акцентировали внимание на ненадлежащем качестве покрытия цифровым сигналом провайдера ООО «Зеонбуд», который по условиям лицензии должен обеспечить уверенный прием цифрового сигнала для 95 процентов населения Украины.

Исполняющая обязанности Генерального директора ООО «Зеонбуд» Ирина Алябьева уверяла депутатов, что покрытие «цифрой» соответствует лицензионному. Однако ее заверения опроверг представитель юридической службы телекомпании «1+1» А. Мальчевский. Он, в частности, обнародовал результаты первого и пока единственного мониторинга покрытия цифровым сигналом в Волынской области. Мониторинг по заказу телеканалов «1+1» и «Интер» проводили специалисты ГП «Украинский государственный центр радиочастот» по сертифицированным методикам. Полученные результаты неутешительны. Отклонение от предусмотренного лицензией покрытия зафиксированы на уровне от 15 до 20 процентов. А это уже вопрос к Национальному совету Украины по вопросам телевидения и радиовещания, который обязан контролировать соблюдение лицензионных условий.

Многочисленные обращения и жалобы из многих регионов на отсутствие цифрового телевизионного сигнала свидетельствуют, что проблема с так называемыми «белыми пятнами» является общегосударственной. Вместе с тем ООО «Зеонбуд» не спешит достраивать цифровую сеть в проблемных районах.

Присутствовавший на заседании Генеральный директор государственного концерна РРТ Петр Семерей заверил комитет, что Концерн готов в сжатые сроки, в течение года, построить цифровой мультиплекс в метровом диапазоне, который обеспечит лучшее, чем у «Зеонбуда» покрытие. Соответствующие частоты уже просчитаны УГЦР. Вопросы за Национальным советом, который почему-то медлит с предоставлением Концерну соответствующей лицензии провайдера.

Кроме этого, П. Семерей сообщил, что с отключением аналогового вещания Концерн РРТ потерял 50% запланированных доходов. Но самая большая проблема для предприятия – это долги НСТУ. По состоянию на сентябрь Общественный вещатель задолжал Концерну за трансляцию сигнала более 100 миллионов гривен. Однако после отключения аналогового сигнала НСТУ, которое планируется с января следующего года, Украина может потерять уникальное стратегическое для информационной безопасности государственное предприятие, чего нельзя допустить.

По итогам дискуссии комитет принял решение обратиться к СНБО с рекомендацией безотлагательно рассмотреть вопросы усиления информационной безопасности и обеспечения права граждан на информацию в связи с отключением эфирного наземного аналогового вещания и вызовами, которые несет в себе монополизация рынка цифрового вещания частным провайдером с непрозрачной структурой собственности.

Комитет направит соответствующие рекомендации Кабинету Министров Украины, в том числе и относительно финансового обеспечения погашения долгов НСТУ перед Концерном РРТ, Национальному совету Украины по вопросам телевидения и радиовещания, соответствующим центральным органам исполнительной власти.

Кроме этого, комитет решил обратиться в Генеральную прокуратуру Украины и Национальное антикоррупционное бюро Украины с запросом о результатах расследования коррупционных действий руководителей Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины, которые в 2012 году за средства Государственного бюджета (более 540 миллионов гривен) закупали со значительным превышением рыночной цены сет-топ-боксы для малообеспеченных граждан и инвалидов.