25 апреля 2018, 14:56

Комитет по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления провел в г. Виннице «круглый стол» на тему «Актуальные вопросы совершенствования базового закона системы местного самоуправления и механизмы лоббирования интересов местного самоуправления в органах государственной власти»

подробнее
25 апреля 2018, 09:57

По инициативе Председателя Верховной Рады Украины Андрея Парубия стартовал просветительский курс о парламенте и истории украинского парламентаризма

подробнее
24 апреля 2018, 17:33

В Верховной Раде состоялся Памятный «круглый стол», посвященный 32-й годовщине Чернобыльской катастрофы

подробнее
24 апреля 2018, 17:07

Постоянная делегация Верховной Рады Украины в ПАСЕ принимает участие во Второй части сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы

подробнее
24 апреля 2018, 16:39

Обеспечение гармонизации уголовного законодательства с положениями международного права обсуждено во время «круглого стола» в Комитете по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений

подробнее
24 апреля 2018, 15:22

В Комитете по иностранным делам состоялась встреча с членами Комитета иностранных дел парламента Королевства Дания

подробнее
24 апреля 2018, 14:41

Комитет по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений провел «круглый стол» на тему: «Война, мир, реинтеграция: что будет после АТО?»

подробнее
24 апреля 2018, 12:45

Председатель Комитета по иностранным делам Анна Гопко: «Действия по деоккупации Крыма должны стать одной из главных задач Украинского государства»

подробнее

25 апреля 2018

Комитет по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления провел в г. Виннице «круглый стол» на тему «Актуальные вопросы совершенствования базового закона системы местного самоуправления и механизмы лоббирования интересов местного самоуправления в органах государственной власти»

подробнее
25 апреля 2018

По инициативе Председателя Верховной Рады Украины Андрея Парубия стартовал просветительский курс о парламенте и истории украинского парламентаризма

подробнее
24 апреля 2018

В Верховной Раде состоялся Памятный «круглый стол», посвященный 32-й годовщине Чернобыльской катастрофы

подробнее
24 апреля 2018

Постоянная делегация Верховной Рады Украины в ПАСЕ принимает участие во Второй части сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы

подробнее
24 апреля 2018

Обеспечение гармонизации уголовного законодательства с положениями международного права обсуждено во время «круглого стола» в Комитете по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений

подробнее
24 апреля 2018

В Комитете по иностранным делам состоялась встреча с членами Комитета иностранных дел парламента Королевства Дания

подробнее
24 апреля 2018

Комитет по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений провел «круглый стол» на тему: «Война, мир, реинтеграция: что будет после АТО?»

подробнее
24 апреля 2018

Председатель Комитета по иностранным делам Анна Гопко: «Действия по деоккупации Крыма должны стать одной из главных задач Украинского государства»

подробнее

Сообщения

12 декабря 2017, 17:00

( Информационное управление Аппарата Верховной Рады Украины )

В Верховной Раде состоялась конференция «Роль парламента, главы государства, правительства и общественности в повышении качества законодательного процесса»

 

В мероприятии, организованного Программой USAID РАДА, Фондом Восточная Европа, приняли участие народные депутаты, представители Аппарата Верховной Рады, секретариатов комитетов, научных учреждений, экспертного и донорского сообщества.

Целью мероприятия было актуализировать проблему реализации парламентской реформы, выработать рекомендации по инициативе Программы в сотрудничестве с экспертами и парламентом, которые смогут существенно повысить качество законодательства.

Директор Программы USAID РАДА Игорь Когут отметил, что в реформе парламента и дорожной карты, которую подготовила Миссия Европейского парламента во главе с Пэтом Коксом, соблюдение регламентной процедуры требует серьезной и продолжительной беседы. «Это вопрос культуры. Надо говорить и объяснять обществу и избирателям, и через это средство стимулировать дискуссию, формировать определенный запрос общества на более качественный подход к процессу принятия законов», — сказал он.

Заместитель Председателя Верховной Рады Украины Оксана Сыроид, открывая мероприятие, отметила: «Люди не ассоциируют качество своей жизни с законодательным процессом, который происходит. Они думают, что это их не касается. Одной из определяющих функций парламента является ее контрольная функция. Это его первичная миссия, контролировать как правительство тратит деньги в интересах народа. Поэтому законодательная функция является уже производной фактически от функции представительства, от функции контроля. Она непосредственно влияет на качество жизни людей. Мы сейчас должны научить людей: почему это так важно? Те вызовы, которые сегодня есть в украинском парламенте, те вызовы, связанные с качеством законодательного процесса, их причины гораздо глубже. И об этом сегодня надо говорить».

По словам О. Сыроид, «баланс власти в Украине не способствует качественному законодательному процессу. Потому что модель Конституции способствует тому, что решения принимаются за пределами парламента. То есть выводит законодательный процесс за стены парламента».

«Это происходит потому, что большой объем исполнительной власти относится к сфере Президента, а сам Президент является вне контроля парламента в части исполнительной власти. Если исполнительная власть выпадает из-под парламентского контроля, это всегда будет иметь опасность и некачественного законотворчества, и угрозу для прав и свобод человека.

Проблемой также является политическая система. Мы до сих пор не построили политической системы ответственных политических идеологических партий, которые предлагали бы людям путь развития государства и, соответственно, придя в парламент, не творили законопроекты одного дня, а творили бы проекты тех решений, которые в короткой, средней или долгосрочной перспективе позволяли бы менять государство в соответствии с определенным видением.

Еще одной системной проблемой является ответственность правительства за те решения, которые предлагаются в парламент. Мы привыкли к тому, что видим проекты решений в готовом виде за ночь или за несколько часов до процесса их обсуждения. Мы очень редко имеем возможность обсудить сам замысел. Буквально совсем недавно мы обсуждали процесс приватизации государственных предприятий, вернее перечень предприятий, которые надо приватизировать. Мы каждый раз спрашиваем одно: расскажите нам, пожалуйста, философию правительства, как вы собираетесь управлять государственной собственностью, которая останется в ваших руках, как вы собираетесь управлять критической инфраструктурой, каково ваше видение принципа приватизации объектов. И только тогда мы утвердим перечень предприятий, которые вы хотите приватизировать. Но три года этой политики мы не имеем. Если нет такой политики, тогда очень сложно ожидать качественного законодательного процесса, потому что мы не знаем куда мы идем», — отметила заместитель Председателя Верховной Рады.

О. Сыроид также акцентировала на вопросе доверия между правительством и парламентом. По ее словам, если не будет доверия между институтами, в том числе Президента, если и дальше будут попытки принимать решения за пределами парламента, то мы можем менять Регламент Верховной Рады, можем тренировать работников, можем все что угодно делать, но качество законодательного процесса не улучшится.




Во время конференции состоялись сессии: «Законодательный процесс «от начала до конца», «Роль ведущих актеров в законодательном процессе», «Ключевые аспекты обеспечения законодательного процесса».

Участники конференции в выступлениях подчеркивали: повышение качества законодательного процесса — один из главных элементов парламентской реформы — является насущным требованием сегодняшнего дня, учитывая необходимость проведения в стране ряда актуальных правовых реформ в различных сферах общественной жизни, что требует оптимальной организации именно законодательной процедуры.

Эксперты определили несколько факторов, которые обусловливают проблему разработки и принятия некачественного законодательства. Это, прежде всего, отсутствие стратегического видения формирования и реализации государственной политики. Кроме того, это «законодательный спам» (чрезмерное количество законопроектов, поданных в Верховную Раду Украины, которые противоречат действующему законодательству, являются разбалансированными, не направлены ??на решение проблемы, что делает невозможным их имплементацию).

Важными факторами, по словам участников конференции, также является низкая роль Аппарата Верховной Рады в законодательном процессе и слабый уровень вовлеченности всех заинтересованных сторон на всех этапах законотворческого процесса.

Низкий уровень соблюдения конституционных и регламентных требований в законодательной деятельности и влияние вне правовых факторов на волеизъявление парламента относительно тех или иных законов, напрямую влияет на качество как этого процесса, так и принимаемых в результате законов. Все эти факторы приводят к тому, что закон перестает быть инструментом реализации государственной политики, поскольку не ставит перед собой задачу решения определенной проблемы, нивелирует его практическую ценность.

Программа USAID РАДА по результатам проведенных в период с октября по ноябрь 2017 года пяти дискуссий представила парламенту рекомендации по внедрению парламентской реформы в части улучшения качества законодательного процесса.